Как уже сообщало АСН, Михаил Емельянов внес свой законопроект в Госдуму
в июне этого года. Между тем в Минфине, ЦБ и на страховом рынке уже
несколько месяцев обсуждается реформа ОСАГО, вызванная кризисом в этой
сфере. В апреле Владимир Путин поручил заинтересованным ведомствам к 1
октября подготовить поправки, рассмотрев в частности, предложение о
натуральном возмещении в ОСАГО.
В подготовленных Минфином поправках, о которых писало АСН, говорится,
что страховщик, заключивший договор со СТОА, должен возмещать ущерб
гражданам РФ, потерпевшим в ДТП, натурой (юрлицам предложено оставить
выбор между натурой и деньгами). Автовладельцы смогут при покупке полиса
указать СТОА, на которой при необходимости будет отремонтирована его
машина (этот порядок распространяется на прямое возмещение убытков).
Требования к организации восстановительного ремонта, включая предельные
сроки, критерии доступности СТОА для потерпевших, а также порядок
взаимодействия потерпевшего, страховщика и СТОА при выявлении
недостатков ремонта должны быть прописаны в правилах ОСАГО. ЦБ получит
право ограничивать право страховщика на возмещение в натуре за нарушение
обязательств по организации ремонта. Кроме того Минфин предлагает
ограничить возможность так называемым автоюристам взыскивать по суду
компенсационные выплаты по ОСАГО.
В поправках Банка России предлагается установить приоритет ремонта над
денежной выплатой только в отношении легковых автомобилей, принадлежащих
гражданам. Приобретая полис, автовладелец должен иметь возможность
выбрать СТОА из предложенного страховщиком списка. При «тяжелых
жизненных обстоятельствах» потерпевший сможет получить выплату деньгами,
обратившись в специальную комиссию при РСА. Банк России должен получить
полномочия по установлению требований к организации восстановительного
ремонта и контролю за его качеством, а также право запретить страховщику
осуществлять натуральное возмещение по ОСАГО.
«Предложения Банка России неоднократно обсуждались на различных
площадках с участием депутатского корпуса, представителей министерств и
ведомств, экспертных сообществ. Мы готовы к конструктивному диалогу для
принятия законопроекта в максимально сжатые сроки, поскольку более
широкое использование ремонта позволит, на наш взгляд, качественно
улучшить ситуацию на рынке ОСАГО», – заявил зампредседателя ЦБ Владимир
Чистюхин.
Между тем на заседании Госдумы вокруг проекта разгорелась дискуссия. В
адрес страховщиков звучали обвинения в жадности (депутат от «Единой
России» Евгений Москвичев), недостойном лоббизме (депутат от ЛДПР
Ярослав Нилов), шантаже (депутат от «Единой России» Владислав Лысаков и
депутат от КПРФ Алексей Куринный).
Фракция ЛДПР решила проголосовать против проекта, поскольку, как сказал
Ярослав Нилов, «мы выступаем за право автовладельца на выбор». По его
словам, автоюристы являются благом, они помогают гражданам взыскивать
средства на полноценный ремонт. У страховщиков, «воющих» о том, что
уйдут с рынка, есть лоббисты в Центральном банке, сказал депутат.
Владислав Лысаков заявил, что надзорный орган не справляется с
обязанностями и что все жалобы страховщиков – это «по сути шантаж».
«Шантажу страховых компаний не следует поддаваться, поддержал коллегу
Алексей Куринный, спросив: почему в одних регионах собранных денег
страховщикам хватает, а в других – нет? Глава комитета по финрынку
Анатолий Аксаков попытался успокоить депутатов, отметив, что проблемы в
ОСАГО есть и их надо решать. Он попросил пока проект принять в первом
чтении, а потом «всех включиться» в работу над поправками ко второму
чтению. В итоге законопроект был принят большинством в 340 голосов при
74-х против.